УШУ —  ЧТО  ЭТО  ТАКОЕ? 

Ушу  (武术)в переводе с китайского языка обозначает – воинское искусство. Сейчас слова ушу или гошу (国术)обозначают национальное китайское воинское искусство, в котором существует несколько сотен стилей, несколько десятков направлений, два основных направления: северное и южное, два основных разделения: внешняя семья, внутренняя семья, множество видов холодного оружия. Немного раньше ушу или будзюцу (яп.) было общее понятие для практически всех воинских искусств Востока. Например, в Китае или в Японии проводились соревнования по боевым искусствам, в которых участвовали различные стили, различные школы, и они так и назывались – соревнования по ушу (боевым искусствам).В наши дни мы часто слышим названия кунгфу или гунфу, смотрели мультфильм – «Панда кунг-фу»,  кто-то говорит, что Джет Ли занимается ушу, а Джеки Чан — кунг-фу.

Что такое ушу мы вкратце рассказали. Что же такое кунг-фу?

Гун фу (功夫)буквально переводится: гун (功)– результат работы, фу (夫)– мужчина, человек, т.е. гунфу – это результат работы человека. В словарях иногда есть перевод  этого словосочетания, как свободное время или мастерство. Скажем так, гунфу — это философское значение результата работы над чем-то (не обязательно над ушу). Мы работаем над какой-то задачей, у нас ничего не получается, но мы всё равно работаем. У нас начинает получаться, а мы продолжаем работать. А мастерство проявляется, когда человек не работает, а когда он находится в состоянии мастерства. И в этом состоянии он свободен, он вроде бы выполняет работу, но у него улыбка на лице, он притягивает людей. Он вроде бы делает что-то простое, но так изящно, так ловко, что нельзя понять — как?! Поэтому китайцы, видя проявление высокого уровня в каком-то деле (будь-то ушу, танец, поварское дело, какое-то ремесло) говорят: у него хорошее гунфу.

Дело в том, что фраза «у него хорошее кунг-фу» (примерно так звучит гунфу на южном, кантонском диалекте Китая) часто встречалась в гонконгских боевиках прошлого столетия. Оттуда это словечко полетело на Запад и стала модным по всему миру. Поэтому сейчас оно употребляется в основном не как «мастерство», а служит модным заменителем слова ушу. Сейчас во многих странах, во многих федерациях слово кунг-фу считается официальным, но как бы там ни было, будьте образованными, знайте, что это ни что иное  как китайское ушу.

Исключения составляют некоторые вьетнамские стили, вышедшие из китайских, в названиях которых существует «кунг-фу», поэтому их трогать не будем, так как они уже не совсем китайские, поэтому и не ушу.

Само словосочетание ушу, тоже имеет философский подсмысл.  Иероглиф «У» 武 состоит из двух простых иероглифов (графем): 止 zhi («чжи») — «остановить» и 戈 ge(«гэ») «алебарда». Поэтому иероглиф «У» военный, боевой более точно можно перевести как «остановить оружие», и, соответственно, «Ушу» — «Искусство воспрепятствия применению оружия».

Название Ушу появилось около ста лет назад, а история у него очень древняя. Ушувоинское искусство, оно издавна формировалось разработками методик древних мастеров, которые в результате постоянных практик в боях формировали определённую концепцию для эффективности применения кулаков или оружия. Подпитываясь философскими, медицинскими учениями создавался целостный механизм мировоззрения. Есть две ветки истории ушу, одна даосская, а другая буддийская.

Даосская начинается со времён до нашей эры и основана на даосской философии Инь и Ян, берёт свои корни от даосской гимнастики Даоинь. Пик развития, даосское направление начало достигать вовремя и после деятельности на Уданских горах (пров. Хубэй) основателя тайцзицюань, даосского монаха Чжан Саньфэна (1247 г. — …г.).

Буддийская или чань (дзен)-буддийская  – самая известная. Легенда говорит о том, что в VI веке в Китай , в дальнейшем и в Шаолиньский монастырь, из Южной Индии прибыл буддийский патриарх Бодхидхарма (Дамо 达摩), который побывал в Шаолиньском монастыре, пожил в его окрестностях, пытаясь открыть глаза монахам на истинное учение (чань-буддизм), и после покинул эти места, оставив монахам знаменитый трактат по искусству самосовершенствования «Канон изменений в мышцах» («Ицзинь цзин»). По этой версии Бодхидхарма считается основателем ушу. На протяжении всей истории даосская и буддийская ветки постоянно пересекаются и подкрепляют друг друга. Например, Бодхидхарма обучал шаолиньских монахов обратному дыханию, которое было взято из даосских алхимических практик. А знаменитый даос  Чжан Саньфэн (слова, выделенные курсивом смотрите в словаре), по легенде, сначала занимался шаолиньскими техниками, а потом уже основал тайцзицюань.

Направления и стили ушу

Два основных разделения ушу на внутреннее и внешнее, Нэйцзяцюань (内家拳 Кулак внутренней семьи)и  Вайцзяцюань (外家拳 Кулак внешней семьи).

В группу внутренней семьи Нейцзя объединили три основных стиля: тайцзицюань, багуачжан и синъицюань, обладающие сложной теорией и базирующиеся на многообразных философских построениях о сущности вселенских трансформаций: Великого предела 太极 (Инь и Ян), Восьми триграмм 八卦«Книги перемен» и Пяти первоэлементов 五行.

В группу внешней семьи Вайцзя вошли стили, в основном, берущие корни из шаолиньского направления: шаолиньцюань, хунцюань, чацюань, мэйхуацюань. В группу внешней семьи входит подгруппа  Сянсинцюань (Подражательные стили). Сюда вошли стили имитирующие повадки животных Хоуцюань (Стиль обезьяны猴拳), передающие дух хищника 虎拳Хуцюань (Стиль тигра), входящие в состояние пьяного человека 醉拳Цзуйцюань (Стиль пьяного) и т.д.

Три основных разделения по горам: Уданшань, Суншань и Эмэйшань. Уданское направление – уданские стили внутренней семьи. Суншаньское направление – стили Шаолиньского монастыря. Эмейское направление — возникло в горах Эмэй, которые располагаются в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань. В Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные мистические школы ушу, а с другой стороны, в XVII веке сюда приходят боевые искусства, используемые для обучения в армии. Эти два потока – мистическо-внутренний и внешне-прикладной – сливаются, и на их пересечении складывается окончательный вид эмэйского направления ушу.

Два разделения внешней семьи на: 北派Северное направление (Бэй пай) и 南派Южное направление (Нань пай).

Существует поговорка: «На севере — ноги, на юге – кулаки». И действительно, сформировалось территориальное разделение техник на южные и северные, в которых видно явное различие: в южных техниках доминируют удары руками, удары ногами, в большей степени низкие. В северных техниках много высоких ударов ногами и прыжков. Но это лишь самые явные особенности.

Сейчас  ушу  развивается  в  четырёх  направлениях:  традиционное,  спортивное,  военно-прикладное  и  театрально-цирковое.

Заключение

В Японии есть каратэ, есть айкидо, есть дзюдо, есть джиу-джитсу. И все они считаются разными видами единоборств.

В Китае есть шаолинцюань, есть багуачжан, есть цзуйцюань, есть тайцзицюань, есть юнчуньцюань. И все они должны были бы считаться разными видами единоборств. Но китайцы сплели их в одну целостную паутину, под названием Ушу – Искусство воспрепятствия применению оружия.