В покое обретается движение, в движении находится покой… Медитация в движении или Динамическая Йога… именно так называют на Западе древнекитайскую оздоровительную систему Тайцзицюань (Тайцзи или Тайчи), которой сегодня в мире занимается свыше 300 млн человек.

Тайцзи – это и система укрепления здоровья, и мощная боевая техника, и умение управлять тонкими уровнями, когда двигаясь, можно одним импульсом заставить “работать” все тело, одновременно овладевая временем и пространством.

Хорошо известно свойство Тайцзи замедлять процессы старения, воздействуя на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, дыхательную и центральную нервную систему. С точки зрения современной медицины эти эффекты связаны с общей или направленной активацией физиологических процессов организма.

Китайская медицина объясняет упомянутые терапевтические свойства Тайцзи гармонизацией внутренней энергии Ци, течение которой нарушается в результате заболеваний. Тот же принцип регулирования потоков Ци лежит в основе чжень-цзю терапии, известной в Европе как акупунктура и прижигание.

Комплексы упражнений, выполняемые как набор медленных, непрерывных, округлых и плавных движений, в которых участвуют все без исключения части тела, в сочетании с глубоким правильным дыханием, занимают от 3 до 45 минут.

Тайцзицюа́нь (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳 , пиньинь: tàijíquán) — буквально: «кулак Великого Предела»; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение Тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка «цюань» (кулак) подразумевает, что Тайцзицюань — это боевое искусство.

Варианты написания названия: «тай чи» (неверная транскрипция с английского), «тай-цзи», «тай-цзи цюань», «тайцзи-цюань».

*** Материал из Википедии  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E9%F6%E7%E8%F6%FE%E0%ED%FC

История

Существует две конкурирующие версии древней истории тайцзицюань. Одна из них, которая сегодня является официальной, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции. Другая версия приписывает создание данного стиля легендарному даосу Чжан Саньфэну, однако она изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

В середине XIX века этому боевому искусству научился Ян Лучань, который принёс его в столицу Китая и начал даже преподавать в императорском дворце. В связи с тем, что придворным боевой аспект стиля был не особенно важен, акцент в преподавании для них был сделан на оздоровительной ценности физических упражнений, в боевой же версии стиль преподавался бойцам императорской гвардии.

После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным боевым искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению боевых искусств. Благодаря этому тайцзицюань начало постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.

После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. В качестве одной из мер по подъёму страны и оздоровлению нации новые китайские власти поручили Госкомспорту разработать на основе тайцзицюань простой комплекс оздоровительной гимнастики, доступный для массового преподавания. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощённое тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В результате, несмотря на то, что до сих пор существуют люди, практикующие тайцзицюань именно как боевое искусство, большинством оно воспринимается в основном как оздоровительная гимнастика.

В тот же период отдельные мастера бежали из континентального Китая на Тайвань. С Тайваня тайцзицюань проникло в США, оттуда распространилось в Европу и Россию. В России же боевое искусство появилось благодаря мастерам с Дальнего Востока, Киргизстана, Казахстана. При этом некоторые школы смогли сохранить классические традиции.

Особенности техники

К главным особенностям Тайцзицюань относятся мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в го-дзю-рю и уэти-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён упоминаемый ниже комплекс пао-чуй).

Иллюстрация представления о мироздании в китайской философии.

Восемь Ворот (Ба Мэнь) — Восемь Базовых Форм Тайцзи, основанных на Ба-гуа:

  • Четыре Направления:
    • Qian-Gua.gif 乾 Цянь — Юг — Небо — Пэн, Отражение
    • Kun-Gua.gif 坤 Кунь — Север — Земля — Люй, Откатывание
    • Kan-Gua.gif 坎 Кань — Запад — Вода — Цзи, Сдавливание
    • Li-Gua.gif 離 Ли — Восток — Огонь — Ань, Нажимание
  • Четыре Угла:
    • Dui-Gua.gif 兌 Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локоть
    • Zhen-Gua.gif 震 Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Раскалывание
    • Xun-Gua.gif 巽 Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Притягивание
    • Gen-Gua.gif 艮 Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Плечо/Опирание

Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. Вместе с тем получившие широкое распространение стили (особенно стиль Ян), производные от Чэнь, не содержат в публичных вариантах жёстких техник, что привело к закреплению заблуждения о том, что Тай Цзи является мягкой техникой. Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань, не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости. Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (взрывающихся кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу)